Ремонт оправы очков своими руками
Сегодня современному человеку приходится много читать и работать с компьютером, при этом нагрузка на мышцы глаз зачастую превышает, заложенную природой. Зрение ухудшается, и приходится рано или поздно надевать очки, которые представляют собой металлическую или пластмассовую оправу с установленными в нее стеклянными или пластиковыми линзами.
Для того, чтобы в очках было комфортно, и они не только позволяли восстановить зрение, но и одновременно являлись украшением, производители стремятся очки сделать максимально легкими. А количество дизайнерских решений, как и стоимость очков, стремится к бесконечности.
Очки постоянно эксплуатируются в экстремальных условиях, и в независимости от производителя, фирменные это очки или дешевые китайские, рано или поздно они ломаются, и приходится покупать новые или очки ремонтировать.
Если просто отвинтился винтик крепления стекол или в шарнире крепления заушника (дужки), то с таким ремонтом может справиться даже ребенок, достаточно взять часовую отвертку или ножик с острым концом и закрутить винтик, не прилагая большего усилия, до упора. Но если сломалась у очков оправа в месте переносья, или заушник обломился в месте шарнира, то такую поломку очков устранить уже не просто, для ремонта нужны инструменты и знание технологии.
В современных очках часто крепление заушников к шарнирам выполняется с помощью флексы. Этот механизм представляет собой пружинку, фиксирующую заушник (дужку) в заданном положении и дающим возможность раздвигаться заушникам, в отличие от стандартного угла 100 обычных очков, на угол до 160 . Оправа с флексами исключает давление на голову при ношении очков и перекос оправы при снятии очков одной рукой, поэтому очки с флексами служит дольше и носить их комфортнее. Но чем сложнее устроены очки, тем больше вероятность поломки.
Видео: ремонт очков(оправа)
Как завинтить винтик
в шарнир крепления оправы очков с флексами
Если в шарнире крепления простых очков завинтить выпавший винтик не сложно, то в очках, оснащенных флексами, является не такой простой задачей, как кажется на первый взгляд. При креплении заушника, винтик проходит через подвижную планку флекс, и если винтик выкрутится, то планка флекс втягивается в полость заушника и отверстие для крепления в оправе не совпадает с отверстием на заушнике. Винтик закрутить невозможно.
При анализе поломки все стало ясно, нужно выдвинуть планку флекс и завинтить винтик на место. Планка легко выдвигается с помощью шила или иголки, если продеть их в отверстие для винта, но тогда винтик некуда вкручивать. А иначе, кажется и зацепиться не за что. Но если внимательно присмотреться, то, оказывается, есть в планке выступающий из заушника уступ, за который ее можно выдвинуть. Только возникает проблема нехватки рук. Третьей рукой с успехом могут послужить тиски.
Заушник зажимается в губки тисков, если материал, из которого сделан заушник мягкий, то нужно между губками тисков проложить кусочек кожи. Но даже с помощью тисков завинтить винтик в оправу очков непросто, так как приходится одной рукой удерживать основание оправы и одновременно этой, же рукой, небольшой отверткой сдвинуть планку флекс вверх таким образом, чтобы отверстия совпали. Второй рукой нужно вставить в совмещенные отверстия винтик и завинтить его. У меня получилось только с нескольких попыток.
Родной винтик потерялся, и пришлось вкрутить подходящего диаметра, подошел от поломанного калькулятора. Перед сборкой очков необходимо предварительно закрутить новый винтик в оправу очков с усилием, тем самым нарезав новую резьбу. Для того, чтобы винтик больше не открутился, я немного, со стороны выхода его из оправы очков, расклепал.
Если подходящего винтика найти не удалось, его можно заменить латунным или стальным стержнем подходящего диаметра, для фиксации, расклепав его торцы, как описано ниже.
Ремонт флексы оправы очков с флексами
Попали мне в ремонт очки, заушник (дужка) в которых обломился в месте крепления шарнира к флексе.
Нагрузка на место соединения заушника с флексой большая и ремонт очков с помощью суперклея или эпоксидной смолы не обеспечил бы надежного соединения. Остался только механический способ ремонта очков.
В торце заушника очков имелось отверстие с прямоугольным пазом, а ответная часть детали, входившая в это отверстие и закрепленная в шарнире оправы очков, представляла собой узкую стальную плоскую полоску толщиной около 1 мм. Единственно возможным надежным способом ремонта очков был способ соединения деталей с помощью заклепки.
Заклепок промышленного изготовления для выполнения такого мелкого ремонта не бывает. Зато хорошо подошла в качестве заклепки для ремонта очков латунная швейная булавка с металлической головкой диаметром 0,7 мм. Размер булавки определил диаметр отверстий, которые необходимо просверлить в соединяемых деталях.
Прежде, чем выполнять сверление, нужно сделать разметку. Первое отверстие нужно сверлить в заушине (дужке), в точке из расчета, чтобы оно проходило через центр полоски, закрепленной в шарнире оправы.
Для этого заушник нужно зажать в тисках. Между губками тисков, чтобы не повредить покрытие заушников, проложить кусочки кожи и керном нанести точку сверления.
Далее в заушнике очков нужно просверлить отверстие. Бытовой мощной дрелью отверстие диаметром 0,7 мм просверлить, не поломав сверло трудно, так как чувствовать усилие надавливания на сверло из-за большей массы дрели невозможно и это приведет к неминуемой поломке сверла. Для такой работы необходима миниатюрная дрель, например как в самодельном мини сверлильном станке.
Отверстие готово, швейная булавка, которая станет заклепкой, плотно в него вставляется и можно приступать к следующему шагу ремонта очков.
Требуется еще просверлить отверстие в плоской пластине, с помощью которой заушник крепится к шарниру оправы. Прежде, чем сверлить, нужно наметить точку сверления. Для этого пластина вставляется до упора в паз заушника, находящегося в его торце и в таком виде сборка зажимается в губках тисков проложенных кожей. Дужка очков должна занять положение относительно оправы, соответствующее надетым очкам на голове человека.
Отверстие, ранее просверленное в заушнике очков, послужит кондуктором, вставив в него сверло, сверлится отверстие в пластине. Сверлить нужно очень осторожно, прилагая небольшое усилие, так как сверло легко можно сломать.
Все отверстия просверлены, и можно приступать к окончательному этапу ремонта очков, соединению заклепкой. Плоская пластина вставляется до упора в паз заушника, и булавка продевается через все отверстия.
С помощью кусачек булавка с противоположной стороны от головки, укорачивается с таким расчетом, чтобы выступающая часть из заушника очков была высотой 0,2-0,3 мм.
Для окончания ремонта очков осталось выступающую часть булавки развальцевать с помощью маленького молоточка. Для этого нужно круглую головку булавки прижать к наковальне и легкими ударами, меняя угол, расплющить выступающую над заушником часть булавки.
Если маленького молоточка нет, то можно развальцевать булавку и большим молотком, нанося слабые удары по выступу булавки через металлический стержень.
Как видите, ремонт очков закончен, соединение заклепкой заушников с основанием получилось аккуратным, не испортившим эстетический вид очков.
Пока я ремонтировал очки, прилаживая на место один заушник, у очков сломался и второй. Пришлось, по выше описанной технологии отремонтировать и его. Теперь очки после ремонта будут служить долго, и это подтвердило время. Технология ремонта очков заклепкой проверена мною на нескольких видах оправ очков, после ремонта очки в месте соединения заушников с консолью больше не ломались.
Ремонт полуободковой оправы очков
с креплением линзы на леске
В полуободковой оправе линзы очков на половину крепятся в оправе, а остальную их часть удерживает в оправе леска, наполовину утопленная в фацете (канавке проходящей по всей длине торца линзы). Благодаря такому способу крепления линз, очки имеют элегантный вид и меньший вес, по сравнению с ободковой оправой, особенно если линзы установлены пластмассовые.
Но за элегантность полуободковой оправы очков приходится расплачиваться более бережным отношением при ее эксплуатации, так как такая оправа, по сравнению с ободковой оправой очков, менее надежна. Если вы забудете снять очки и начнете снимать через голову предмет одежды, то вполне может случиться, что стекло выпадет или выскочит из оправы леска, как на фотографии. Если линза выпала, но леска осталась надежно закрепленной в полуободке, то за счет эластичности лески линзу очков можно установить на место. В случае, если леска отсоединилась от оправы, то потребуется замена лески новой.
Но не стоит сильно расстраиваться и бежать в мастерскую по ремонту очков, такую поломку полуободковой оправы очков не сложно устранить собственными руками. Для ремонта достаточно десяти сантиметров прозрачной рыболовной лески диаметром 0,8 мм. Леску можно спросить у знакомых рыбаков или попросить в любом магазине рыболовных снастей. Мне отрезали полметра за спасибо.
Первым делом при начале ремонта нужно удалить старую леску из оправы очков. Обычно достаточно с усилием леску подвигать туда-сюда и она стронется с места крепления. Если будут мешать оплавленные ее концы, то леску можно перерезать. Она все равно больше не понадобится.
После освобождения отверстий от старой лески нужно проверить, хорошо ли входит приобретенная для ремонта леска. Для этого нужно откусить бокорезами или отрезать наискось один из ее концов, чтобы конец лески стал острым. Так легче ее будет вставлять в отверстия оправы.
Если леску не удается продеть через крепежное отверстие оправы, то его нужно очистить. Сделать это лучше всего с помощью мини дрели сверлом диаметром 0,8 мм. Но если нет дрели и сверла, то можно воспользоваться иголкой или тонким шилом, подойдет и разогнутая канцелярская скрепка.
Видео: Ремонт оправ очков, ремонт дужки очков
Отверстия в полуободке оправы имеют форму конуса, со стороны линзы диаметры их составляют 0,8 мм, а с внешней стороны 1,5 мм. На фотографии это хорошо видно. Таким образом, расплавив конец лески можно надежно ее закрепить в оправе.
Сначала леска продевается в отверстие, которое находится в носоупоре, без линзы. Далее торец лески расплавляется с помощью паяльника и быстро, пока конец лески не затвердел, он втягивается в отверстие носоупора. Втягивать надо медленно, чтобы леска не выскочила из отверстия.
Если в распоряжении паяльник большой мощности, то можно на его жало намотать несколько витков любой проволоки диаметром 1-2 мм медной, алюминиевой или стальной. И уже этим импровизированным жалом разогреть леску. В случае отсутствия паяльника можно расплавить леску гвоздем, разогретым на горелке газовой плиты. Чтобы не ожечься гвоздь нужно удерживать плоскогубцами. Можно воспользоваться для расплавления лески острым кончиком разогретого электроутюга или на худой конец даже маленьким пламенем зажигалки.
После фиксации одного конца лески в носоупоре, вставляется линза очков и леска, продетая в отверстие со стороны заушника, натягивается. Далее леска прижимается пальцами в месте прохождения в фацете линзы, и отрезается таким образом, чтобы ее конец выступал из отверстия на пару миллиметров. При натяжении леска растягивается и со временем стремится вернуться в исходное положение. Поэтому оплавлять конец лески надо незамедлительно после отрезки. Тогда леска, стремясь, вернутся в исходное состояние, надежно зафиксирует линзу в оправе очков.
Выступающие остатки расплавленной лески из отверстий оправы нужно срезать заподлицо острым ножом.
Очки отремонтированы и стали как новые. На ремонт ушло меньше времени, чем на прочтение этой статьи, которая я надеюсь, была для Вас полезной.
Ремонт сломанного заушника оправы очков
По просьбе знакомой пришлось ремонтировать очки, у которых сломался пополам один из заушников у очков. Поломка произошла в месте стыковки металлической его части с пластмассовым продолжением.
Металлическая часть заушника крепилась к пластмассовой части за счет выступающего штифта, который плотно был вставлен в отверстие в пластмассовой части заушника и зафиксирован с помощью винтика. Вынуть из пластмассы штифт после отвинчивания винта не удалось, так как облом произошел по линии пластмассы, и зацепиться инструментом за штифт было невозможно. Стачивать пластмассу, укорачивая заушник, тоже не хотелось.
Сложность ремонта заушника на первый взгляд, усугублялась тем, что металлическая часть была вся в ажурных отверстиях. Но как оказалось, это было плюсом. Для восстановления целостности заушника была изготовлена из листа латуни толщиной 1 мм накладка специальной формы. Геометрические размеры накладки не привожу, так как все заушники разные и накладка для ремонта конкретной оправы очков будет иметь свои размеры, зависящие от ширины заушника в месте поломки.
Как видно из фотографии, в накладке были просверлены два отверстия и сделаны три загиба. Загибы нужны для исключения осевого качания соединяемых частей заушника. Размеры отверстий определили готовые отверстия в металлической и пластмассовой частях заушника, и составили в диаметре 2,5 мм и 1,5 мм соответственно.
К накладке металлическая часть заушника была закреплена с помощью укороченного винта М2,5 с конической головкой. Винт был использован как заклепка.
Он был вставлен с внешней стороны металлической части заушника и с внутренней стороны расклепан маленьким молоточком. Для того, чтобы расклепанная часть винта не выступала в накладке была предварительно сделана зенковка отверстия.
К пластмассовой части заушника накладка была закреплена с помощью винта М1,5, закрученного в имевшееся ранее резьбовое отверстие в оставшемся штифте.
На фотографии вид накладки после установки винта и заклепки с внутренней стороны заушника.
А на этой фотографии вид с внешней стороны заушника после соединения его отломавшихся частей.
Осталось присоединить с помощью штатного винтика заушник к оправе очков и ремонт можно считать законченным.
Вот так очки стали выглядеть после ремонта. Если внимательно не присматриваться, то заметить отреставрированное место заушника сложно, в глаза не бросается. Но зато заушник стал на много прочнее и теперь уже точно никогда в этом месте не сломается.
Ремонт металлической оправы очков со сломанным ободком
Принесли мне очки с металлической оправой со сломанным ободком у переносицы, ремонтировать которые в ремонтной мастерской отказались. Поломка была действительно серьезной. Клей, даже самый сильный в данном случае держать не будет, так как площадь торца ободка в месте перелома была не более квадратного миллиметра.
Я тоже сразу подумал, что это безнадежный случай и очки отремонтировать невозможно, но спустя некоторое время неожиданно пришла идея, как обойтись без сварки металла. Ведь можно отремонтировать оправу, приклеив сломанный металлический ободок непосредственно к линзе очков. Площадь поверхностей склейки станет большой и, таким образом, будет обеспечена достаточная прочность оправы после ремонта в целом.
Для склеивания оправы очков хорошо подходит универсальный супер-клей «Контакт». Этот клей сделан на основе циоаноакрилата обладает большой прочностью клеевого соединения и полимеризуется при контакте с водой, находящейся в воздухе. Чем больше влажность воздуха, тем быстрее застывает клей, поэтому можно склеивать даже влажные поверхности. Время схватывания клея, в зависимости от влажности воздуха, составляет от нескольких секунд до нескольких минут. Полностью клей отвердевает за сутки.
Кстати, не все домашние мастера знают, что если нужно быстро заделать трещину или скол в твердых материалах, то можно приготовить самодельную шпаклевку, замешав супер-клей с пищевой содой.
Линзы у очков были пластиковые, и для защиты их от попадания на оптическую поверхность клея пришлось с двух сторон по периметру линзы приклеить полоски скотча. Заклеивать всю поверхность линзы цельным куском скотча нежелательно, так как после склейки очков его трудно будет, не повредив оптическую поверхность линзы, отклеить. Излишки скотча на торцах линзы легко удалить с помощью мелкой наждачной бумаги.
Если линзы очков сделаны из стекла, то скотч клеить не нужно. Супер-клей хорошо размягчается ацетоном, который безопасен для стекла. Поэтому для удаления остатков клея после ремонта очков с оптической поверхности линз достаточно протереть их мягкой тканью, смоченной в этом растворителе.
Перед склеиванием очков необходимо продумать все движения и потренироваться, устанавливая линзу в оправу до нанесения на нее клея. Когда движения будут отработаны, нужно нанести клей на торец линзы, точно вставить ее на место в оправу и стянуть кольцо оправы пальцами на несколько минут. Фотографии нанесения клея и установки линзы сделать не смог, так как на эту операцию было отведено всего несколько секунд.
Когда клей схватится, следует удалить скотч и стянуть оправу ниткой, перевязав как на фотографии. Очки надо оставить перевязанными на сутки до полного затвердевания клея. Если между ободком оправы и линзой остался зазор, то желательно его дополнительно залить супер-клеем.
Проверка оправы очков после ремонта склейкой показала, что оправа очков обладает достаточным запасом прочности для дальнейшей эксплуатации. Внешний вид очков остался без видимых изменений.
Ремонт пластмассовой оправы очков
со сломанным ободком и петлей крепления заушника
Очки с оправой из термопластичной пластмассы ремонтировать проще, так как она легко плавится при нагреве, хорошо клеится, и растворяется некоторыми видами растворителей, например дихлорэтаном или бензолом.
Столкнулся я с ремонтом очков в пластмассовой оправе, которая была сломана сразу в трех местах. У оправы была отломана правая петля крепления заушника.
Также была отломана, как видно на фотографии, часть ободка со стороны крепления заушника к основанию очков. Судя по всему, на очки случайно сели или наступили.
Ремонт пришлось выполнять в два этапа. Сначала с помощью супер-клея «Контакт» по технологии описанной выше, примененной при ремонте металлической оправы очков со сломанным ободком у перемычки, отломанная пластмассовая часть ободка была приклеена на прежнее место.
В ремонтируемых очках заушники были оснащены флексами, которые при эксплуатации очков на приклеенную часть ободка будут создавать большую нагрузку. Поэтому для обеспечения достаточной прочности ободка в месте склейки были дополнительно установлены вплавленные в пластмассу две стальные скобки, согнутые из канцелярской скрепки.
Для вплавления скрепки нужно взять ее пинцетом и приложить на место с трещиной, как показано на фотографии. Далее жалом паяльника мощностью 12-40 Вт нужно нагреть скобку, слегка надавливая на нее сверху. На это обычно уходит несколько минут. Торопиться тут не следует.
Когда скобка немного вошла в пластмассу пинцет можно убрать и далее, надавливая, продолжать нагревать скобку до полного ее утопления в основании очков.
Видео: Ремонт обычной оправы очков
Далее жалом паяльника разглаживается выдавленная скобкой пластмасса, чтобы скобка полностью скрылась. После застывания пластмассы образовавшаяся неровность стачивается надфилем или наждачной бумагой, и шероховатость удаляется с помощью полировки войлоком. После этого можно приступать к ремонту шарнирного соединения.
Сначала нужно бокорезами удалить оставшуюся петлю и напильником выровнять поверхность примыкания заушника к основанию очков.
Из медной или стальной проволоки &empty-1-1,5 мм нужно выгнуть прямоугольную петлю. На фотографии показана петля, сделанная из провода для электропроводки. Медь, в отличие от стали, легко гнется и обладает достаточной прочностью.
Исходя из размера основания очков, концы петли укорачивается до нужной длины и разводятся в стороны. Такая форма петли обеспечит надежную фиксацию ее в пластмассовом корпусе очков.
Далее проушина размещается на плоской поверхности, покрытой мягкой тканью и придавливается тяжелым предметом. К ней вплотную приставляется основание очков, как на фотографии. Осталось вплавлением, по технологии описанной выше для скобки, утопить самодельную проушину в корпус основания очков. После остывания сделанное шарнирное соединение будет достаточно крепко держаться и хорошо работать. Если пластмасса в месте плавления потеряет блеск, то можно покрыть это место тонким слоем жидким прозрачным лаком для ногтей. Лак обычно делается на основе растворителя, который размягчает термопластичную пластмассу.
Как видно на фотографии, отремонтированное шарнирное соединение очков получилось достаточно аккуратным.
С внешней стороны следов ремонта пластмассовой оправы очков практически не видно. Очки отремонтированы и готовы к дальнейшей носке.
Как отремонтировать очки
со сломанной дужкой в месте шарнира
В Гостевой книге Маргарита из Рыбинска задала мне следующий вопрос:
– У меня такая проблема, ребенок сломал очки! Отломалась дужка в месте шарнира с винтом, то есть шарнир с винтом остался на оправе, а дужка без отверстия. Оправа пластмассовая. Я отнесла очки в ремонт, сказали не починить, нужно покупать новые. Может, посоветуете что-то.
Мой совет:
– Отремонтировать можно все, но трудоемкость ремонта и необходимость приобретения специального инструмента зачастую ремонт делает экономически не целесообразным. Это как раз Ваш случай. Но так как основную стоимость очков составляют оптические стекла и их установка, то можно отремонтировать очки с небольшими затратами, если купить дешевую оправу, от которой дужки подойдут для Ваших очков по цвету, способу крепления и размерам петли. Еще лучше купить точно такую же оправу, как и у сломанных очков. Перестановка дужек с одних очков на другие не составит большого труда. Очки станут, как новые.