Как заставить комнату играть новыми красками с помощью подсветки потолка?
Оживить, украсить и выделить стандартный потолок можно несколькими способами, но наиболее эффективный и действенный — при помощи света. А если дело касается подвесных или натяжных конструкций, то здесь уж подсветка поможет воплотить любые дизайнерские задумки — от бездонного космоса до глубокого океана. Только за счет дополнительного света потолок с подсветкой создаёт объём, игру красок или теней, почти настоящее небо или море, а главное — неповторимый уют и комфорт.
О потолках и не только
Если рассматривать потолок не просто как перекрытие, а как часть интерьера, то встаёт вопрос — как сделать из этой простой плоскости красивый и содержательный элемент декора? Как украсить привычную массивную белую поверхность и превратить её в нечто неординарное?
По-видимому, ответы на эти вопросы и привели к созданию различных видов подвесных и натяжных конструкций. Принцип их устройства довольно прост. Параллельно основному перекрытию создаётся декоративный одно- или многоуровневый потолок. Выполняется он из различных материалов — гипсокартона, декоративных профилей, синтетических тканей и плёнок.
В соответствии с этим можно выделить и основные виды декоративных потолков:
- Подвесные
- Натяжные
- Реечные
- Клеевые
А в зависимости от материала:
- Гипсокартонные
- Из ПВХ плёнки
- Зеркальные
- Металлические
- Пластиковые
Иногда при монтаже одного потолка используются разные материалы, так что получается комбинированная конструкция.
Свет для потолка
Издавна привычная организация освещения в перекрытии заключалась в подвешивании люстры, установке бра или других осветительных приборов на бетонное основание. Так было раньше.
С возникновением декоративных потолков появилась возможность скрыть некоторые части осветительных приборов и электрические коммуникации в пространство между основным и декоративным потолком. Это не только существенно расширило возможности организации освещения в помещении, но и упростило его монтаж.
Кроме того, что новый подход разнообразил методы освещения, он еще и позволил выделить детали потолка, а также создать для него свой свет. Такой свет называют подсветкой. Потолки с подсветкой не только украшают интерьер, но и визуально расширяют пространство, выделяют необходимые детали на потолке в соответствии с задуманным планом и концепцией общего освещения.
Свет как элемент дизайна
Суть подсветки заключается в получении отражённого света от какого-либо источника. При этом сам источник скрыт за декоративными элементами или за элементами конструкции, поэтому не виден.
Закарнизная подсветка потолка — это наиболее простой и доступный метод. За декоративным карнизом по периметру помещения или и в строго заданной области потолка укладываются осветительные элементы и электрические коммуникации, питающие их.
При этом самого источника света не видно, а до находящихся в помещении людей доходит отражённый свет. Он создаёт тёплую, уютную и таинственную атмосферу.
- Современные технологии позволяют использовать в качестве источников света для подсветки:
- Светодиодную гибкую ленту
- Светодиодный модуль
- Неоновые трубки
- Миниатюрные лампы дневного света
- Светопроводящий кабель
Такие способы освещения нельзя рассматривать в качестве основных. Они используются лишь в декоративных целях и комбинируются с другими видами.
Способы потолочной подсветки
Главная задача при создании рассеянного отражённого света — это скрыть его источник. В качестве преграды свету можно использовать:
- Карнизы и багеты
- Открытые ниши
- Закрытые ниши
- Декоративные элементы
Закарнизная подсветка
Освещение из-под карниза может применяться не только в подвесных и натяжных потолках, но и для капитальных перекрытий. При этом существенное значение для таких перекрытий имеет качество поверхности, ведь из-за боковой направленности в таком свете видны даже малейшие ее дефекты.
Закарнизная подсветка натяжного потолка наиболее эффектно смотрится с матовой ПВХ плёнкой, сатиновыми материалами и текстильным полотном. При использовании же глянцевых плёнок необходимо закрывать источники света декоративными элементами сверху — так они будут зеркально отражаться в глянцевой плёнке.
При монтаже за карнизом нужно учитывать и место для размещения вспомогательного оборудования — преобразователей тока, трансформаторов и других элементов системы в зависимости от источников света.
Открытые и закрытые ниши
Еще одним местом размещения потолочной подсветки являются ниши.
Наличие торцевой вертикальной перегородки на краю ниши обуславливает ее тип:
- без перегородки — открытая
- с перегородкой — закрытая
При небольшой высоте помещения не рекомендуется использовать открытые ниши, так как с противоположенной стены, возможно, будут видны элементы освещения. В таких случаях предпочтителен закрытый вариант.
Изменяя положение источника света в нише, можно регулировать интенсивность и глубину подсветки.
Рассмотрим такую регулировку на примере неоновой трубки, хотя подобные методы подходят для любых источников света.
Потолок с подсветкой из ниши особенно эффектно смотрится на двухуровневых комбинированных конструкциях. В них нижний жёсткий уровень выполнен из гипсокартона, а верхний — это натяжной потолок. Натяжной материал в виде ПВХ плёнки особенно эффектен, так как он не имеет изъянов, и свет распространяется равномерно.
Декоративные элементы и подсветка потолка
Особого внимания здесь заслуживают натяжные потолки в виде ночного неба.
Хотя в этом случае осветительные элементы полностью открыты, яркость освещения от них настолько незначительна, что их можно считать полноценной подсветкой.
Есть и более высокохудожественные способы подсветки, например, в сочетании с фотопечатью по материалу или ПВХ плёнке.
Внимание! Обязательно проводите расчёты электрических параметров и нагрузок. В первую очередь с точки зрения безопасности и экономичности. Может случиться так, что задуманная вами система великолепна внешне, а при расчётах она окажется не только опасной, но и разорительной.
Натяжной потолок с подсветкой в виде разноцветной и динамически изменяемой картинки может быть выполнен при помощи специальной светодиодной ленты или модульной системы и контролера RGB.
Зачастую такие системы имеют пульт дистанционного управления, позволяющий изменять интенсивность света, цветовую гамму и ритм чередования цветов. Более сложные системы управляются процессорами, при этом свечение может меняться в зависимости от музыки, времени суток или других параметров.
Про лампы, лампочки и диоды
Для достижения желаемого эффекта лучше всего использовать равномерно распределённые источники света. Добиться такого же результата от одиночных ламп практически невозможно. Поэтому их потребуется слишком много. Кроме того, даже у абсолютно одинаковых ламп могут быть отклонения в параметрах свечения. А это, естественно, нарушит общий фон.
Неоновые трубки — тоже не лучший выход. Они быстро выходят из строя, мерцают и имеют немалые суммарные параметры потребления. При этом свечение на границах и стыках тоже неоднородно, а регулировать яркость в таких трубках невозможно.
Неплохим вариантом является «светящийся» кабель (провод) с герметично залитой цепочкой световых элементов. Он представляет собой гирлянду из небольших лампочек в прозрачном шланге, обычно силиконовом. Использование такого кабеля возможно даже во влажных помещениях и на улице. А вот регулировка яркости в нем не предусмотрена.
Ну и, пожалуй, наиболее приемлемое решение — это светодиодные ленты, модули, блоки.
За счёт миниатюрных размеров при высокой яркости такие элементы создают наиболее равномерное освещение. Набор возможных функций позволяет управлять не только яркостью, но и цветом, а также динамикой его изменения.
Краткий вывод
Зачастую, слыша выражение «игра света и тени», мы не всегда понимаем его смысл. Подсветка и есть часть этого широкого понятия. В этой игре за счет тени создаётся тайна, а за счёт «далёкого» свечения — уют и тепло.