Как узаконить самострой? Порядок получения свидетельства о праве собственности
Процедура получения разрешений на ведение строительства требует значительных затрат времени и финансов. Быстро пройти ее почти невозможно. На практике сроки получения разрешительной документации занимают не дни или недели, а месяцы или годы.Правовой мехнизм узаконивания самостроя
Чтобы узаконить самострой, приходится соблюдать не только требования Закона Украины № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности», но и прямые или завуалированные просьбы чиновника о финансовом мотивировании. Так что неудивительно, что немало застройщиков сначала возводят объект недвижимости, а затем (например, пока в доме идут отделочные работы) легализируют его.
Видео: Землю купили, а дом построить нельзя
Но зачем вообще переводить самовольное строительство в разряд законных? Прежде всего, узаконивание – это механизм, который позволяет реализовывать свое право распоряжения имуществом. Ведь лицо, осуществившее самовольное строительство объекта недвижимости, не приобретает право собственности на него (ч. 2., ст. 376 Гражданского кодекса Украины (ГКУ)). Неоформленный самострой нельзя продавать, дарить, оформлять в наследство, передавать в аренду и т. д. Кроме того, в такой дом нельзя на законных основаниях подвести инженерные сети. А еще в будущем возможно наложение значительных штрафных санкций и даже предписания снести здание за свой счет. Важно только не забывать, что одновременно с регистрацией имущественных прав наступает обязанность платить налог на недвижимость.
Процедура узаконивания самострояСтандартный алгоритм узаконивания регулируется как общегосударственными, так и локальными нормативными актами. Поэтому ряд требований в каждом регионе может немного отличаться. Но несколько шагов надо делать всем.
Читайте также: Как оформить куплю-продажу дома и земельного участка
Сначала проводят техническое обследование и получают технический паспорт. Для этого обращаются в Бюро технической инвентаризации (БТИ). Затем подают заявление в местный совет, который создает комиссию с участием представителя Государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК). Там в дополнение могут потребовать предоставить ряд документов. Это, в частности, могут быть:
Видео: Изменился порядок оформления недвижимости по дачной амнистии. 2017-01-27
- документ о праве собственности или пользования на условиях аренды земельным участком, на котором находится построенный объект;
- подтверждение уплаты штрафных санкций за нарушение законодательства в сфере градостроительства и земельных отношений;
- проектная документация;
- список подрядных организаций, принимавших участие в строительно-монтажных работах (если таковые участвовали);
- договоры и акты выполненных работ.
Кроме того, зачастую от владельца требуют уплаты в местный бюджет определенной суммы в качестве «добровольного» участия в благоустройстве села или города.
Видео: Ответ Гараж; Самовольная постройка
В качестве итога комиссия выдает свидетельство соответствия построенного объекта проектной документации, требованиям стандартов, нормативов и правил. По сути этот документ аналогичен акту о готовности законченного строительством объекта.
После этого надо предоставить в местный орган ГАСК или Центр предоставления административных услуг (они расположены в каждом областном центре) два заполненных бланка декларации о готовности объекта к эксплуатации. Там проведут регистрацию декларации, а один бланк отдадут самовольному застройщику. Согласно положениям Постановления Кабинета министров Украины № 750 «О порядке принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов» в качестве даты принятия в эксплуатацию дома считается дата регистрации декларации о готовности объекта. Также зарегистрированная декларация является основанием для заключения договоров с инженерными компаниями о поставках энергоресурсов (электроэнергии, воды, газа).
Читайте также: Как бесплатно получить землю: советы юристов
На основании данной декларации можно проводить государственную регистрацию права собственности на жилой дом в регистрационной службе по месту нахождения такого строения. Кроме копии декларации, туда необходимо предоставить:
- заявление о проведении государственной регистрации;
- копию паспорта;
- копию справки о присвоении индивидуального номера плательщика налогов;
- квитанции об уплате пошлины за регистрацию прав на недвижимость (119 грн) и предоставление извлечения из Государственного реестра прав (120 грн). Реквизиты для оплаты можно узнать непосредственно в регистрационной службе или на сайте (ddr.minjust.gov.ua);
- технический паспорт на жилой дом;
- документ о праве собственности или пользования земельным участком с указанием кадастрового номера. Если сведений о номере в документе нет, то дополнительно предоставляют выписку из Государственного земельного кадастра;
- документ, подтверждающий присвоение объекту адреса.
Результатом является получение извлечения из Государственного реестра прав. С этого момента дом считается принятым в эксплуатацию и принадлежащим законному владельцу.
Присвоение адреса
Чтобы получить почтовый адрес, надо подать в управление местного совета по вопросам градостроительства и архитектуры заявление, к которому приложить нотариально заверенную копию документа, удостоверяющего право собственности или пользования земельным участком, а также копии декларации о готовности объекта к эксплуатации и технического паспорта. В результате предоставляют выписку из приказа о присвоении почтового адреса. Делают это бесплатно.