Переговорный процесс: как вести себя с рабочими
Если бы ремонт делали роботы-автоматы, то его гораздо реже сравнивали бы со стихийным бедствием. Ведь обязательная часть ремонтных работ – это отношения с рабочими. Как же общаться с рабочими, чтобы вас поняли?Как себя вести?
Любые переговоры со строителями нужно проводить спокойным, но уверенным голосом. Переход на повышенные тона не принесет желаемого результата.
Следует подчеркнуть, что есть добросовестные, компетентные и достойные доверия рабочие. Поэтому первый шаг на пути к спокойному ремонту – это постараться найти именно таких мастеров.
Но если вдруг получилось так, что контракт заключен, ремонт в разгаре, а мастера не оправдывают ваших ожиданий или откровенно халтурят – стоит набраться терпения, мобилизировать душевные силы и вспомнить основные правила переговоров. Они относятся к работникам всех специальностей.
Правило 1. Семь раз отмерь и все запиши
Чем подробнее составлен договор подряда на выполнение работ, тем легче вам будет в случае конфликта защитить свои права, апеллируя к этому документу. Устные договоренности не имеют юридической силы. Их можно забыть, неправильно понять, по-разному интерпретировать…
Некоторые хозяева по неопытности попадаются на простую манипуляцию: «Давайте начнем работать, а там посмотрим». «Там», скорее всего, окажется слишком дорого или совсем не так, как вы ожидали.
Еще одна «коронная фраза», которой объясняют нежелание составлять договор по всей форме: «Зачем эти формальности, мы же все честные люди!». Ответ простой: честные люди не боятся документально фиксировать договоренности.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Правило 2. Доверяй, но проверяйЕсли вы не вникаете в детали, а полностью полагаетесь на мастера, будьте готовы к тому, что спустя какое-то время вы обнаружите ошибки, неполадки, недостачи.
И хорошо, если это будет еще в процессе ремонта, а не тогда, когда бригады уже и след простыл.
Чтобы этого не случилось, придется разобраться в нюансах процесса, научиться пользоваться уровнем и отвесом, замерять вертикали и углы, проверять расход материалов. Стесняетесь, что это примут за мелочность?
Да, рабочие вряд ли будут восторженно приветствовать такие действия, но будут понимать, что вы в курсе всех дел, и в случае конфликта у вас есть аргументы.
Правило 3. Нет ничего важнее мелочей
Если вас не устраивает качество выполнения той или иной части работы – сообщайте о недовольстве сразу. Причем даже в том случае, если это касается небольших ошибок. Дело в том, что
Правило 4. Отстаивайте свою позицию
Если после замечаний и озвучивания недовольства конфликт не исчерпан, а продолжается и усиливается, прораб (или сами рабочие) могут применить тактику «закрой за мной дверь, я ухожу».
То есть вас ставят перед непростым выбором: либо работники делают так, как сами считают правильным (то есть не совсем качественно, не выдерживая технологические сроки и т. п.), либо они дружно уходят.
В отдельных случаях такой ультиматум может сопровождаться дополнительными «страшилками», например, о том, что никто больше не захочет на таких условиях работать, что любые другие рабочие обойдутся вам дороже и т. д.
Вам нужно понимать, что это манипуляции и отработанная тактика ведения переговоров.
Если в момент такой угрозы вы почувствуете испуг, неуверенность, усомнитесь в своей правоте или подумаете что-то вроде «а ведь они правы», – эта небольшая битва проиграна.
На угрозы нужно реагировать уверенно: «Либо мы работаем, как договорились, либо вы уходите». Есть вероятность, что рабочие действительно соберут вещи и покинут дом в разгар ремонта. Но, во-первых, эта вероятность невелика. А во-вторых, в таком случае у вас будет возможность найти более добросовестную бригаду.
Правило 5. Держим дистанцию
Попытки подружиться с работниками, завоевать их симпатию и расположение как минимум бесполезны. Если вы в глубине души рассчитываете, что после душевного чаепития и откровенного разговора о жизни вам сделают скидку или станут относиться более ответственно – это вряд ли.
В лучшем случае отношение мастеров останется таким же. В худшем – сократившуюся дистанцию между вами работники используют против вас (чтобы еще раз поторговаться, уговорить принять менее качественную работу и т. д.). Кроме того, подобные чаепития или разговоры расхолаживают и расслабляют. Так что избегайте панибратства и по всем рабочим вопросам старайтесь общаться только с бригадиром.
Что делать, если...
- Рабочие грозятся не просто уйти, все бросив, а еще и «сделать, как было». Главное – не бояться. «Разрушить все обратно» – это все-таки тоже работа, а никто не станет делать дополнительную бесплатную работу.
- Рабочие просят деньги в долг под залог будущей работы, объясняя это сложной жизненной ситуацией и т. п. Если только вам не хочется заняться благотворительностью, стоит вежливо, но твердо отказать. Большая вероятность, что эту сумму под разными предлогами вам не вернут, а увидев, как легко вы расстаетесь с деньгами, начнут искать поводы увеличить статью расходов.
- Рабочие говорят, что нужно повысить оплату, потому что инфляция, доллар растет и т. п. Если нет желания становиться спонсором-благотворителем, здесь как раз пригодится изначальный договор.
- Мастер или прораб оказался милейшим человеком – хвалит ваш вкус, ваши таланты, вашу семью, ваши личные качества... Будьте внимательны и постарайтесь не поддаваться эмоциям, пусть даже и положительным. Возможно, таким образом мастер отвлекает вас от того участка работ, который ему не хотелось бы, чтобы вы пристально рассмотрели. Если же подозрения напрасны и он просто хороший человек – вы сможете подружиться по окончанию проекта.
- Иногда бригадиром или рабочими становятся друзья или родственники хозяев. Но, как видим, ремонт требует от заказчика жесткости в принятии решений, поэтому убедитесь, что такое сотрудничество не станет в итоге концом дружеских отношений.
На заметку!
Если вы человек нерешительный и стесняетесь указать рабочим на недостатки работы, стимулируйте себя финансовой стороной вопроса, ведь за все недочеты строителей придется платить вам.