Шлифовка бетонного пола: выполняем процесс правильно
Оглавление статьиБольшие помещения, будь-то общественные здания, производственные цеха или ангары всегда нуждаются в жёстком, ровном и гладком основании, и для этого как нельзя лучше подходит бетон. Поэтому многих интересует вопрос, как производится шлифовка бетонного пола своими руками при помощи специальной техники, именуемой в народе «вертолётом».
Ниже мы расскажем о такой работе, об этих замечательных шлифовальных машинах, а также посмотрим видео в этой статье по теме прочтенного материала.
Машины и производственный процесс
Что такое топпинг
В строительстве топпингом называют смесь, которой покрывают бетонные площадки для того чтобы покрытие пола квартиры или дома стало более прочным. В его основе содержится цемент с различными примесями, в составе которых может быть частицы металла, корунд или кварц.
Для повышения износостойкости при высоких нагрузках используют добавки из корундовых материалов, а при очень высоких нагрузках используют металлические частицы. Кварцем же обходятся при средних нагрузках, например, в общественных зданиях или даже в производственных цехах с применением лёгкого транспорта типа погрузчиков и автокаров.
Конечно, цена на бетонный пол с упрочняющим покрытием будет несколько выше, но в таком случае вы защищаете основание от разрушения, которому способствуют внешние факторы, такие как температурные перепады, влага и механические нагрузки. (см. также статью Как выровнять бетонный пол своими руками)
Давайте подробнее обратим внимание на те выгоды и достоинства, которые вы приобретаете, благодаря такой обработке:
- Благодаря ударопрочности на поверхности не возникает трещин, сколов и иных механических повреждений даже при сильных ударах.
- В разы увеличивается износостойкость, что, в свою очередь, увеличивает эксплуатационный ресурс всей конструкции.
- Топпинг нейтрален абсолютно ко всем химически активным веществам, значит, его можно использовать в цехах с химической продукцией.
- Такой пол обладает антистатическими свойствами, а также полностью исключает возникновение пыли.
- Структура покрытия может быть зернистой, гладкой и блестящей – это позволяет декорировать его по своему усмотрению.
Машины для шлифовки и нанесения топпинга
- Принцип работы такой тележки, которую вы видите на фото вверху, состоит в распределении упрочняющей смеси по бетонному полу. Для загрузки порошкового материала там существует бункер, который по всей длине снизу закрывается заслонкой. Эту заслонку можно открыть рычагом поворотной перекладины, которая соединяется с ней тягами.
- Чтобы изменить степень открывания заслонки, нужно переустановить специальную упорную планку, которая, в свою очередь, фиксируется винтовой ручкой. Действие происходит следующим образом: после открытия заслонки оператор начинает толкать тележку с той или иной скоростью, что приводит в движение барабан внутри бункера. Во время вращения барабан выталкивает топпинг через заслонку и тот равномерно ложится на бетонную поверхность (для управления таким агрегатом требуется только один оператор).
- Затирочно-шлифовальные машины подразделяются на два основных класса – однороторные (ручные) и двухроторные (с вмонтированным креслом оператора) и предназначены для доведения поверхности бетонного пола до идеального состояния.
- Однороторная машина для шлифовки бетонного пола предназначена для выполнения небольших объёмов работ, поэтому чаще всего используется в гражданском строительстве. Агрегат может быть оснащён четырёхтактным двигателем и работать на бензине, которого хватает на 2-3 часа до следующей заправки. Также «вертолёт» оснащают электродвигателем, который запитывается от 380 В (трёхфазный).
- В промышленном строительстве, то есть, на больших объектах чаще применяется двухроторная шлифовальная машина для бетонного пола, в которую вмонтировано операторское кресло. На современных двухроторных машинах устанавливается компьютерное управление, но, тем не менее, оператор всегда может воспользоваться привычными рычагами. Работает агрегат на бензине.
- Такое оборудование для шлифовки бетонного пола применяется также и для затирки – всё зависит от того, чем вы будете работать диском или лопастями, а также от скорости вращения диска. Так, скорость от 80 до 100 об/мин хороша для затирочных работ по жидкому бетону- на скорости 100-150 об/мин работают универсальные «вертолёты», а вот 150-190об/мин самая лучшая скорость для финишной отделки.
Рекомендация. В закрытых и плохо проветриваемых помещениях, независимо от масштабов, а также от того, гражданское это строительство или промышленное, следует использовать «вертолёты» с электрическим приводом.
Бетонный пол с топпингом
На данный момент мы разобрались, чем отшлифовать бетонный пол, но не обращали внимания на его конструкцию, но от этого напрямую зависит не только качество, но и, вообще, целесообразность топпинга и шлифовки. Несмотря на то, что упрочнитель создаёт очень жёсткую и ударопрочную поверхность, под ней должно быть не менее прочное основание, которым и служит все конструкция бетонного пола целиком.
Обязательным условием для заливки инструкция предусматривает наличие подушки, которая обычно засыпается из крупного песка, слоем от 220 до 400 мм. На неё в обязательном порядке укладывается отсечная гидроизоляция, что в дальнейшем предохраняет плиту от разрушительного воздействия влаги. Затем заливается слой бетона, на котором устанавливается армирующая двойная сетка.
Для монтажа сетки используют рифлёный прут AIII сечением не менее 10-12 мм, но учитывая то, что площади достаточно большие, весь каркас собирают из готовых сваренных модулей с ячейкой 200 200 мм и фиксируют их друг с другом вязальной проволокой или сваркой.
Верхний уровень обрешётки с нижним соединяют вертикальными прутами арматуры, но не каждом пересечении, а по 4-5 штук на один квадрат. Всё это заливается бетоном не ниже М300, который уплотняется глубинными вибраторами и/или виброполутёрами.
Рекомендация. Все работы по заливке, а также технология шлифовки бетонного пола должна соответствовать СНиП 2.03 13-88.
Мы рассматриваем, как отшлифовать бетонный пол своими руками и через 2-3 дня после заливки бетона на пол и его затирки при помощи тележки-дозатора или просто лопатой, наносим слой упрочнителя. Через 15-20 минут, как только впитается вода, поверхность обрабатывают диском.
Этот слой лучше всего засыпать на толщины, а после этого добавлять оставшийся слой. Для полов со средней нагрузкой расход топпинга составит от 3 до 5 кг/м2, при большой нагрузке – от 5 до 8 кг/м2 (расход цветного топпинга – 7-8 кг/м2).
Шлифование бетонного пола происходит через 30-60 минут (по 2-3 прохода), по мере его высыхания, но схватывается он быстрее у колонн и мест стыковки с другим сухим полом. Так как шлифовать бетонный пол приходится «на глаз», то плоскость всё время проверяют уровнем и рейками и после окончания шлифовки наносят слой лака.
Через 2-3 дня после вскрытия лаком прорезают усадочные швы, глубина которых должна составлять не менее 1/3 толщины плиты. По шагу максимальное расстояние между швами должно составлять сумму 26-ти значений толщины бетона. Швы заполняются герметиком или поливинилхлоридным шнуром.
Заключение
Когда закончена шлифовка бетонного пола вертолетом, и он вскрыт лаком до окончания высыхания бетона (28 суток) следует поддерживать температуру воздуха не ниже 5 C. Если температура воздуха ниже 5 C или выше 30 C, а также при наличии сквозняков или ветра, залитая площадка закрывается целлофановой плёнкой.